понедельник, 9 ноября 2020 г.

Рэй Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту»

           В романе «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери описывает США будущего как тоталитарное государство. Любую книгу в этой стране сжигают пожарные. Да-да, эта профессия теперь призвана устраивать пожары, а не тушить их! В любой дом, в котором найдены книги, выезжает их карательная команда и сжигает все книги, а заодно и дом несчастного хозяина. При этом человека, который хранит книги, забирают в тюрьму. 451 градус по Фаренгейту – температура, при которой воспламеняется и горит бумага – и это та температура, которой достигает огонь пожарных бригад, когда они предают книги огню.

Главный герой романа – Гай Монтэг – в начале произведения представлен читателю образцовым пожарным, который любит свою работу и восхищается девизом пожарных: «Сжечь в пепел, затем сжечь даже пепел». Но уже в первом диалоге с Клариссой Маклеллан понятно, что Монтэг далеко не обычный представитель общества. Потом становится очевидно, что он – далеко не идеальный пожарный, поскольку ему известно чувство жалости. Однажды из дома, в котором женщина сожгла себя вместе с книгами, когда туда явилась команда бранденмейстера Битти, Монтэг унёс одну книгу. На следующий день он не пошёл на работу, но к нему домой приехал Битти. Он объясняет в своём монологе, почему государство решило сжигать любые книги: в разных книгах описываются разные проблемы, а, значит, и чувства разных людей. Поэтому правительство решило, что если книг не будет, не будет и проблем у населения, и все будут счастливы. Когда Битти ушёл, Монтэг показал своей жене, что у него в доме далеко не одна книга, и он начал их читать. После этого он пошёл на контакт с доктором Фабером, чтобы бороться против системы. Но жена Монтэга донесла на него, рассказав пожарникам о книгах в их доме. В итоге Монтэг был вынужден убить Битти, чтобы спастись от ареста, после чего за ним началась погоня, в которую включился практически весь город. Будучи сильным и умным человеком, он смог уйти от неё и укрыться в лесу, где случайно встретил людей, которые также хотят вернуть книги обществу. Монтэг выжил и вступил в новую жизнь, полным сил и светлых надежд.

Произведение написано так, чтобы показать читателю весь ужас общества, в котором люди думают только о лёгкой жизни. Матери, которые не рожают детей, потому что это больно, жёны, которые лишь делают вид, что интересуются проблемами мужа, пожарные, которые поджигают, а не тушат… Любой человек, который здесь чувствует жизнь по-другому, является отбросом общества, все считают его странным. А уж если человек начал читать книги, то он вообще совершает преступление против государства...  В стране, в городе Монтэга все люди – как один, и все они считают, что только так они могут быть счастливы. В конце концов на город сбрасывают бомбы, и все эти люди гибнут.

В «451 градусе по Фаренгейту» меня поразила схожесть современного мира с тем, что описывает Рэй Брэдбери. Например, мысль доктора Фабера о том, что телевизорные гостиные захватывают в плен, как только вы их включаете: меняют вас, ваше мнение начинает зависеть от них, потому что вам не под силу спорить с этим потоком, обрушившимся на вас. Ничего не напоминает? Вместо словосочетания «телевизорная гостиная» поставьте слова «смартфон», «интернет», «социальная сеть», и вы получите немного утрированное, но всё же близкое к правде описание современного мира. А что насчёт людей, которые думают немного по-другому, или выглядят, не как все? Их, как и Клариссу Маклеллан, считают странными, иногда даже ненормальными. В романе Брэдбери нельзя было спокойно и законно читать книгу… А как обстоят дела со свободой слова в реальном мире?    

Комментариев нет:

Отправить комментарий