В романе «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери описывает США будущего как тоталитарное государство. Любую книгу в этой стране сжигают пожарные. Да-да, эта профессия теперь призвана устраивать пожары, а не тушить их! В любой дом, в котором найдены книги, выезжает их карательная команда и сжигает все книги, а заодно и дом несчастного хозяина. При этом человека, который хранит книги, забирают в тюрьму. 451 градус по Фаренгейту – температура, при которой воспламеняется и горит бумага – и это та температура, которой достигает огонь пожарных бригад, когда они предают книги огню.
Главный
герой романа – Гай Монтэг – в начале произведения представлен читателю образцовым
пожарным, который любит свою работу и восхищается девизом пожарных: «Сжечь в
пепел, затем сжечь даже пепел». Но уже в первом диалоге с Клариссой Маклеллан
понятно, что Монтэг далеко не обычный представитель общества. Потом становится очевидно,
что он – далеко не идеальный пожарный, поскольку ему известно чувство жалости.
Однажды из дома, в котором женщина сожгла себя вместе с книгами, когда туда
явилась команда бранденмейстера Битти, Монтэг унёс одну книгу. На следующий
день он не пошёл на работу, но к нему домой приехал Битти. Он объясняет в своём
монологе, почему государство решило сжигать любые книги: в разных книгах
описываются разные проблемы, а, значит, и чувства разных людей. Поэтому правительство
решило, что если книг не будет, не будет и проблем у населения, и все будут
счастливы. Когда Битти ушёл, Монтэг показал своей жене, что у него в доме
далеко не одна книга, и он начал их читать. После этого он пошёл на контакт с
доктором Фабером, чтобы бороться против системы. Но жена Монтэга донесла на
него, рассказав пожарникам о книгах в их доме. В итоге Монтэг был вынужден убить
Битти, чтобы спастись от ареста, после чего за ним началась погоня, в которую
включился практически весь город. Будучи сильным и умным человеком, он смог
уйти от неё и укрыться в лесу, где случайно встретил людей, которые также хотят
вернуть книги обществу. Монтэг выжил и вступил в новую жизнь, полным сил и
светлых надежд.
Произведение
написано так, чтобы показать читателю весь ужас общества, в котором люди думают
только о лёгкой жизни. Матери, которые не рожают детей, потому что это больно,
жёны, которые лишь делают вид, что интересуются проблемами мужа, пожарные, которые
поджигают, а не тушат… Любой человек, который здесь чувствует жизнь по-другому,
является отбросом общества, все считают его странным. А уж если человек начал
читать книги, то он вообще совершает преступление против государства... В стране, в городе Монтэга все люди – как
один, и все они считают, что только так они могут быть счастливы. В конце
концов на город сбрасывают бомбы, и все эти люди гибнут.
В
«451 градусе по Фаренгейту» меня поразила схожесть современного мира с тем, что
описывает Рэй Брэдбери. Например, мысль доктора Фабера о том, что телевизорные
гостиные захватывают в плен, как только вы их включаете: меняют вас, ваше
мнение начинает зависеть от них, потому что вам не под силу спорить с этим
потоком, обрушившимся на вас. Ничего не напоминает? Вместо словосочетания «телевизорная
гостиная» поставьте слова «смартфон», «интернет», «социальная сеть», и вы
получите немного утрированное, но всё же близкое к правде описание современного
мира. А что насчёт людей, которые думают немного по-другому, или выглядят, не
как все? Их, как и Клариссу Маклеллан, считают странными, иногда даже
ненормальными. В романе Брэдбери нельзя было спокойно и законно читать книгу… А
как обстоят дела со свободой слова в реальном мире?
Комментариев нет:
Отправить комментарий