воскресенье, 4 июля 2021 г.

Эрик Эмманюэль Шмитт «Дети Ноя».

 

Действие данной книги происходит во время Второй мировой войны в захваченной немцами Бельгии. Даже в Брюсселе Гестапо преследовало всех евреев и, найдя, без пощады отправляло стариков, женщин, мужчин и детей в концентрационные лагеря. Всех, кто пытался укрыть евреев, ждала такая же участь.

Главный герой повести – еврейский мальчик по имени Жозеф. В самом первом эпизоде повествования он с мамой едет в трамвае, когда в трамвай заходят немецкие солдаты. Мать торопливо выталкивает сына из трамвая и предлагает прогуляться до графини Де Сюли. Жозеф и его родители вынуждены заночевать в доме у графини, переживая, как бы их не раскрыли, так как за последние стуки по всему Брюсселю арестовали крайне много евреев. Наутро мальчик просыпается и не застаёт родителей. Той ночью они виделись последний раз перед очень долгой разлукой… Заканчивается произведение тем, что Жозеф, уже в летах, разнимает потасовку между палестинскими и израильскими детьми, а после драки подбирает с земли еврейскую ермолку и палестинский головной платок, объясняя своему ближайшему другу Руди, что он начинает собирать “коллекцию”.

В начале повествования Жозеф – ещё совсем ребёнок. Он только познаёт мир, не понимает некоторых выражений взрослых людей, и пытается осознать, кто же он сам. К концу войны мы видим в нём уже совсем другого человека: он повзрослел, у него появились очень сильные человеческие привязанности к некоторым людям – например, к своему старшему другу Руди, мадемуазель Марсель, аптекарше, которую в последние для Бельгии дни войны забрали и отправили в лагерь на восток, и, конечно же, к отцу Понсу. Пьер Понс – священник, который во время войны спас многих еврейских детей: Жозефа, Руди и многих других, кого он прятал в Жёлтой Вилле. Жозефу он стал очень близок: он образовывал мальчика в плане еврейской религии, объяснял ему, что это значит – быть евреем, в чем отличия между евреями и католиками. Когда родители снова появляются в жизни Жозефа, поначалу он не хочет быть евреем, но отец Понс убеждает его, что он должен им стать. В конечном итоге Жозеф становится евреем, но потом, спустя пятьдесят лет, жалуется на то, что больше никогда не чувствовал Бога так близко, как тогда, в детстве, в маленькой католической церкви.

Больше всего в этой книге меня потрясла сцена, когда в душевую, где моются только еврейские мальчики, заходит немецкий офицер. У всех мальчиков было сделано обрезание – вот почему отец Понс очень боялся, что, если в Жёлтую Виллу нагрянут из Гестапо, то мальчиков просто заставят снять штаны, и всё станет понятным. И тот немецкий офицер тоже, естественно, всё понял. Но он не выдал детей и дал отцу Понсу денег на конфеты для них. Потом Жозеф встречает этого офицера в конце войны, когда его, взятого в плен, избитого и униженного, везут в военном грузовике – скорее всего, на расстрел или в военный лагерь. Этот эпизод наглядно иллюстрирует, что несмотря на  зверства, творимые во время войны фашистами,  находились среди них благородные и добрые люди, которые понесли  по окончании войны  суровое наказание за беспрекословное  исполнение  бесчеловечных приказов правительства своей страны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий