Действие
данной книги происходит во время Второй мировой войны в захваченной немцами
Бельгии. Даже в Брюсселе Гестапо преследовало всех евреев и, найдя, без пощады
отправляло стариков, женщин, мужчин и детей в концентрационные лагеря. Всех,
кто пытался укрыть евреев, ждала такая же участь.
Главный
герой повести – еврейский мальчик по имени Жозеф. В самом первом эпизоде повествования
он с мамой едет в трамвае, когда в трамвай заходят немецкие солдаты. Мать
торопливо выталкивает сына из трамвая и предлагает прогуляться до графини Де
Сюли. Жозеф и его родители вынуждены заночевать в доме у графини, переживая,
как бы их не раскрыли, так как за последние стуки по всему Брюсселю арестовали
крайне много евреев. Наутро мальчик просыпается и не застаёт родителей. Той ночью
они виделись последний раз перед очень долгой разлукой… Заканчивается
произведение тем, что Жозеф, уже в летах, разнимает потасовку между
палестинскими и израильскими детьми, а после драки подбирает с земли еврейскую
ермолку и палестинский головной платок, объясняя своему ближайшему другу Руди,
что он начинает собирать “коллекцию”.
В
начале повествования Жозеф – ещё совсем ребёнок. Он только познаёт мир, не
понимает некоторых выражений взрослых людей, и пытается осознать, кто же он
сам. К концу войны мы видим в нём уже совсем другого человека: он повзрослел, у
него появились очень сильные человеческие привязанности к некоторым людям – например,
к своему старшему другу Руди, мадемуазель Марсель, аптекарше, которую в
последние для Бельгии дни войны забрали и отправили в лагерь на восток, и,
конечно же, к отцу Понсу. Пьер Понс – священник, который во время войны спас
многих еврейских детей: Жозефа, Руди и многих других, кого он прятал в Жёлтой
Вилле. Жозефу он стал очень близок: он образовывал мальчика в плане еврейской
религии, объяснял ему, что это значит – быть евреем, в чем отличия между
евреями и католиками. Когда родители снова появляются в жизни Жозефа, поначалу он
не хочет быть евреем, но отец Понс убеждает его, что он должен им стать. В
конечном итоге Жозеф становится евреем, но потом, спустя пятьдесят лет,
жалуется на то, что больше никогда не чувствовал Бога так близко, как тогда, в
детстве, в маленькой католической церкви.
Больше
всего в этой книге меня потрясла сцена, когда в душевую, где моются только
еврейские мальчики, заходит немецкий офицер. У всех мальчиков было сделано
обрезание – вот почему отец Понс очень боялся, что, если в Жёлтую Виллу
нагрянут из Гестапо, то мальчиков просто заставят снять штаны, и всё станет
понятным. И тот немецкий офицер тоже, естественно, всё понял. Но он не выдал
детей и дал отцу Понсу денег на конфеты для них. Потом Жозеф встречает этого
офицера в конце войны, когда его, взятого в плен, избитого и униженного, везут в
военном грузовике – скорее всего, на расстрел или в военный лагерь. Этот эпизод
наглядно иллюстрирует, что несмотря на зверства,
творимые во время войны фашистами, находились среди них благородные и добрые
люди, которые понесли по окончании войны
суровое наказание за беспрекословное исполнение бесчеловечных приказов правительства своей
страны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий